Предполагаю, что вы не сильно знакомы с японским искусством. Сегодня я расскажу о японском художнике Кацусики Хокусая и его первой, ставшей впоследствии очень известной работе. Эта гравюра входит в серию других его работ под названием «36 видов Фудзи». В статье же я буду говорить о «Большой волне в Канагаве». Эта картина успешно вышла в известность за пределами Японии и можно сказать стала самой узнаваемой, в европейской культуре. «Большая волна» печатается на сувенирах, футболках, кружках используется в рекламе. И даже в нашем магазине представлен деревянный пазл «Большая волна в Канагаве» от Woodzle – теперь вы можете самостоятельно собрать картину известного художника своими руками
Существует также большое количество интерпретаций картины:
Вернемся к гравюре «Большая волна в Канагаве». Теперь мы понимаем, что эта работа Японского художника Кацусики Хокусая стала очень популярной, можно сказать «выстрелила» и для этого понадобилось почти 200 лет. Давайте разберем, что же изображено на гравюре и кто был ее автор?
Гравюра «Большая волна в Канагаве» и первый броский взгляд.
1. О горе Фудзияма. Большая волна, настолько большая, что изображенная позади неё гора Фудзияма теряется из виду и кажется совсем незаметной. Не приглядевшись, её можно было бы принять за третью волну. Однако стоит подчеркнуть из названия, что именно горе посвящена картина и она такая не одна. Кацусики Хокусая создал целую серию гравюр, посвященных священной горе Фудзияма они объединены в «36 видов Фудзи». Однако в реальности серия гораздо больше и насчитывает 46 таких работ. Ещё 10 он создал по причине огромного успеха). И главный предмет всех его произведений гора Фудзи, она не всегда заметна сразу, но она находится на каждой его работе.
2. Рыбаки. На картине мы можем увидеть, как три рыбацких челнока отчаянно сопротивляться беспощадной стихии моря. Вообще, рыбаки на таких лодках никогда не плавали в море, они предназначены для рыбной ловли у побережья, но художник решил разместить их дальше от берега, дабы создать угрожающую атмосферу, борьбы за жизнь.
3. Малая волна. Небольшая волна, что скрывается под большой очень похожа своими формами на гору Фудзияма, хотя по своим размерам она даже больше самой горы.
4. Большая волна. Основное внимание зрителя здесь приковано именно к большой волне, а не горе Фудзи и это понятно. Ведь волна заняла центральное положение, она поднялась над рыбаками так высоко, что её пенистые края похожи на звериные когти, жаждущие схватить и утащить рыбаков за собой. Большая волна здесь венец угрозы, нависшей над беззащитными рыбацкими челноками. Но уничтожит ли она их? Существует большое множество интерпретаций, версий и теорий. Здесь все зависит от смотрящего на гравюру. Если смотреть слева направо – то люди будто спасаются от волны, пятясь грести что есть мочи. Справа налево - наоборот, сопротивляются ей. Но если всмотреться вдаль, то почувствуете безмятежность и гармонию, которую несет в себе гора Фудзи и здесь хочется верить в мирный исход событий.
5. Краска «Берлинская лазурь». В XIX веке в Японии было очень сложно с оттенками синего. Японские художники делали синюю краску из растительного пигмента, и к сожалению такая краска быстро теряла цвет. Лишь 30-х годах XIX века, в Японию завезли краску «Берлинская лазурь» что позволило художникам развивать пейзажный жанр и среди первых был сам Хокусай.
6. Надпись. Думаю, каждый человек обратил внимание на иероглифы, которые оставил автор на краю картины. То, что в белой рамке гласят - «36 видов Фудзи / В морских волнах у Канагавы». Текст без рамки является подписью художника, он гласит - «Кисть Хокусая, сменившего свое имя на Иицу». Да, у Хокусая было множество псевдонимов, считается что он менял себе имя более 30 раз. Этот след прослеживается с каждым начинанием новой серии картин. К слову «Хокусай» — тоже псевдоним, а не настоящее фамилия, она переводится как «художник с севера». Имя «Кацусика» это тоже псевдоним – это район из его детства, в котором он жил. Токитаро, так звали Хокусая по-настоящему.
7. Перспектива. Токитаро или Кацусика Хокусай одно время учился европейскому искусству у мастера с запада и хорошо был знаком с европейской живописью. Поэтому в работах художника, мы можем увидеть приемы европейской перспективы. Так же, она присевает и на нашей гравюре «Большая волна в Канагаве».
В каком жанре выполнена гравюра «Большая волна в Канагаве»?
Гравюра была написана в период Эдо (1603-1868 гг), в процессе возник стиль Укиё-э. Переводится термин как «картины изменчивого мира». Первоначально это трактовалось буддийским учением так: «что все радости мира рано или поздно исчезнут». Позже пришло другое мнение, сформированное вилянием кварталов Эдо и под «изменчивостью мира» стали понимать «мимолетная радость». Как известно именно в кварталах Эдо можно было встретить куртизанок, гейш, а также сходить в театр кабуки.
Художники, работавшие в жанре укиё-э, рисовали картины о реальной жизни, современного быта: они рисовали красивых девушек, актеров из театра кабуки. Распространению жанра укиё-э способствовало большое число ремесленников и торговцев, крупных городах. Таким образом художники создали совершенно новые направления, одно из которых было укиё-э.
Кто и как создавал гравюры?
Важным моментом будет знать, что гравюры укиё-э это был предмет массового искусства и выпускались они тиражами. Так что здесь смело можно заявить о коллективном труде. Этакая типография в средневековье. Роль художника здесь не была так велика, как кажется. Чтобы создать гравюру, требовалось несколько человек: издатель, художник, резчик и печатник.
Издатель был в этом звене главным, он изучал спрос и утверждал идею, а также определял тираж, художники создавали чаще набросок, часто даже чёрно-белые. После за дело брался резчик приклеивал рисунок к дощечке и вырезал печатную форму. Следом брался за работу печатник и слой за слоем наносил цвета на формы и переносил их на бумагу. После прохождения всех этапов печати получалась гравюра и была она не лучшем состоянии… многие дошедшие до нас гравюры от известных мастеров укиё-э — лишь поздние их работы.